Консультация для воспитателей:
«Партнерство ДОУ и семьи в проектной деятельности»
Маценко Л.М., старший воспитатель МКДОУ №12
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. Сухомлинский
- взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Следует отходить от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в его воспитании.
- являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод.
Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема», в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей, с обязательной презентацией этих результатов.
Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании. Деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность.
Таким образом, метод проектов – это инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в системе дошкольного образования.
Литература:
1.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. М.- Мозаика-Синтез, 2008.
2.Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада.М-Просвещение, 2015.
3. Организация проектной деятельности в условиях формирования нового содержания образования ДОУ.Сборник методических материалов.Иркутск, 2007.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.Составитель Киселева Л.С.М.-АРКТИ, 2006.
Приложение №1
ПАМЯТКА
по разработке образовательного проекта
Тема проекта «______________________________________________________»
Авторы-разработчики проекта_______________________________________
Этапы разработки проекта |
Суть этапа |
Вспомогательные слова для описания этапа |
1. Актуальность проекта
|
Аргументация того, что именно побудило вас в выборе данной темы; почему этот проект необходим |
необходимость изменений, поиск ответа на вопрос, отвечает вызовам времени, обосновывает социальную значимость, направлен на выполнение требований социального заказа……… |
2. Проблема, на решение которой направлен проект
|
Конкретное описание проблемы (вопроса, требующего разрешения)
|
отсутствие, недостаток, низкий уровень, невозможность, социальная потребность, недостаточная разработанность, нереализованные возможности, несогласованность точек зрения, несоответствие желаемого и действительного… |
3. Цель проекта |
Четкая; реальная и проверяемая формулировка желаемого конечного результат. Зачем разработан проект? |
создание, обеспечение, увеличение, уменьшение, развитие, воспитание... …… |
4.Задачи проекта |
Отражение действий по достижению цели.
Что делать для реализации цели? |
разработать, создать, организовать, выявить, провести, благоустроить... PS. избегайте несовершенных форм глаголов, которые показывают процесс (улучшать, усиливать содействовать); -используйте слова, которые означают завершенность (увеличить, подготовить) |
5. Методы реализации проекта |
Уточнение способов выполнения действия. Как выполнять проект? |
анкетирование, диагностика, наблюдение, объяснение, показ, беседа, социологический опрос… |
6. Сроки и этапы выполнения проекта |
Указание общих сроков проекта; этапов (стадий процесса по достижению цели и выполнению задач) |
1 год (2016 г.) 1 этап (сентябрь 2015 г.) - подготовительный 2 этап (октябрь – июнь 2015 г.) - основной. 3 этап (июль– август 2015 г.) - обобщающий. |
7. План реализации проекта
|
Описание конкретных шагов для решения каждой задачи. Указание механизма (когда, какие действия и кто будет осуществлять действия) |
разработать, составить, организовать, выявить, найти, выделить, провести….
|
8.Предполагамые результаты проекта |
Фиксация возможных изменений объекта (соотнесение возможных результатов с целью и задач, но уже с завершенным действием) |
будет разработана программа, будет создана система, проведено мероприятие, благоустроен двор… |
Успехов в проектировании, уважаемые коллеги!
|