«Модель социального партнерства ДОУ и семьи в рамках ФГОС ДО»

Свищевская О.Ф., воспитатель МКДОУ №12

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничество семьи и ДОУ. Концепция модернизации российского образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливают ДОУ на взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого качества образования, которое складывается из уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. В связи с этим изменилась модель социального партнерства ДОУ и семьи.

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Закон об образовании в РФ). Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление воспитателей с системой новых форм работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Решение данных задач возможно при соблюдении принципов взаимодействия с семьей:

доброжелательный стиль общения педагогов с родителями,

индивидуальный подход,

сотрудничество, а не наставничество,

взаимодействие ДОУ и семьи.

Работу с семьёй многие воспитатели считают одним из самых трудных видов

профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными формами работы ДОУ с семьей. Необходимо использовать инновационные формы и методы работы с семьёй. Реализация модели социального партнерства позволит добиться следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- увеличение посещаемости мероприятий группы, детского сада родителями;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– создание доброжелательных, доверительных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие дошкольного учреждения с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада — главный принцип взаимодействия семьи и детского сада, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса — гармоничное развитие личности ребенка.

Формы работы с родителями:

Традиционные

 

Не традиционные

 

 

Родительские собрания

Консультации

Анкетирования

Уголки для родителей

Наглядно – информационные издания: папки – передвижки, рекомендации,

Утренники

Дни открытых дверей

Беседы

 

 

Проектная деятельность

Семейные клубы

Семейные проекты

Театральные гостиные

Маршруты выходного дня

Наглядно – информационные издания: буклеты, памятки, стенгазеты, фотогазеты

Информация о группе: на сайте в Интернете, СМИ.

презентация группы, видеофильм

Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы

Тематические досуги

Групповые встречи: практикумы, мастер – классы,

Почта доверия

Телефон доверия

Театрализованные пятницы

Акции

Клубы родительской культуры

Родительские собрания: семинары – практикумы,

конференции, педагогическая гостиная, устный журнал, педагогический брифинг, аукцион секретов воспитания, круглые столы, дискуссии, интеллектуальные ринги, деловая игра, диспут

Дни соучастия

Социологические опросы

Педагогическая библиотека

Совместные семейные творческие выставки

Совместные целевые прогулки, экскурсии

Родительские посиделки

Конкурс семейных талантов

Портфолио семейного успеха