Герасимова Екатерина Александровна, учитель-логопед

«Что такое детское словотворчество?»

«…Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»

Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

 

Дидактическая система Д.Фрёбеля

Картотека игр

Использование игрового набора "Дары Фрёбеля"

 

Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Как научить малыша произносить звуки"

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики"

Консультация для родителей "Учимся говорить..."

 Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет дошкольного возраста. Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, то есть такие словосочетания не могут быть усвоены при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например, «брос» - брошено, «умность» - качество ума, «долгее» - дольше и многие другое.

Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь», то, что слеплено; «прыг» - прыжок.

Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого: «сухота»- сухость; «помогание» - помощь, «правдун» - человек, говорящий правду.

Синтетические слова: одно слово составляется из двух: «бананас» - банан и ананас; «мапин» - мапина дочка, то есть я мамина и папина; «огромадный» - огромный и громадный.

Давайте попробуем определить, как образуются такие слова. Как указывают исследователи, начиная говорить, ребенок сначала выделяет в слове ударный слог. Например, прежде чем малыш произнесет слово «молоко», он будет сначала говорить «ко»,затем «мокко». Так образуются слова-осколки. Третья категория придуманных слов, синтетические слова, возникают в результате подражания тому, что ребенок когда-то слышал в речи взрослого.

Таким образом, новое детское слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Ученые до сих пор решают вопрос о том, что же представляют из себя придуманные малышами слова; почему детское словотворчество возникает в определенном возрасте ребенка, а затем исчезает; и наконец, почему дети различных национальностей создают слова по одним и тем же правилам. Как видите, множество вопросов еще остается нерешенными.

Познание мира детства – увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте. Познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

 

«Учимся слышать звуки

и правильно их произносить»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предла­гаются речевые игры и упраж­нения, которые Вы можете использовать дома при закреп­лении правильного произно­шения. Старайтесь как мож­но чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать соб­ственное произношение. По­мните, что ваша речь — обра­зец для ребенка, поэтому она должна быть четкой, внятной и выразительной. Не забывай­те следить за правильностью произнесения ребенком закреп­ляемых звуков как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощ­рения, они —важный стимул для успешного закрепления полученных навыков.

«Стоп - игра». Назовите лю­бые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточ­ните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

«Разведчики». Предложите всем членам семьи отправить­ся на кухню (в ванную, при­хожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предме­ты по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правиль­ного произнесения слова.

«Исправляй-ка». Произне­сите слова с «дефектным» про­изношением и попросите ре­бенка исправить ошибку.

«Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Ана­логичное задание можно пред­ложить при рассматривании иллюстраций в книге.

«Кто больше?». Посорев­нуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закреп­ляемым звуком.

«Мы — артисты». Прогово­рите с ребенком скороговор­ку, чистоговорку или корот­кое стихотворение с закреп­ляемым звуком несколько раз разными интонациями (удив­ленно, весело, грустно). За­крепляемый звук произноси­те чуть дольше обычного.

«Можно или нельзя?». До­говоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выпол­нить только те его просьбы, которые он произнесет без ошибок.

 

 

 

Скороговорка поможет правильно и красиво говорить

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Скороговорки - своеобразный тренажёр речи, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт помимо весёлых и забавных минут огромную пользу не только детям, но и взрослым.

Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Как работать со скороговорками? Предлагаем Вам несколько советов:

  1. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
  2. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их
    значение сами.
  3. Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя
    руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
  4. Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  5. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  6. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
  7. Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
  8. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Существуют целые подборки скороговорок, направленных на отработку определенных звуков.

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']

Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.

Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] - [Ж]

Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.

У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?

Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ.

Стул около стола, стол около стула.

Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.

Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!

Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.

 

 

Как приучить ребенка читать книги?

      Всем известно, насколько наши дети стали меньше читать, чем их родители, их бабушки и дедушки. Но при чтении    книг формируется образное мышление, что благотворно сказывается на развитии личности в целом. Так как же заинтересовать    ребенка книгой? Как приучить ребенка читать?

    Все мы прекрасно знаем, что в каждой книге скрыт большой потенциал. Раньше об уровне интеллекта судили по количеству книг в доме. Поэтому обучение чтению детей – это важно для общего развития и для получения образования.
 Необходимо начинать с донесения своего интереса к чтению. Почему именно своего? Потому что, без вашего участия у ребенка не будет желания походить на вас. Помните, что от начитанности зависит и грамотность, и интеллект.
     Выбор книги помогает заинтересовать ребенка в содержании. Через время ребенок почувствует неудобство в том, чтобы узнать продолжение истории, необходимо попросить у вас помощи. И тогда он захочет самостоятельности.

    Пусть ребенок найдет особенную книгу, покорившую его.
    Чтение книги является особой культурой, которая постепенно приходит с уважением к написанному тексту и приобщению себя к опыту своего поколения.

  Обучение чтению должно начинаться с привития его культуры. Важно, чтобы ребенок не просто читал то, что ему интересно, а учился делать анализ происходящего самостоятельно.

   Ребенка можно заинтересовать чтением. Главное, суметь разбудить интерес ребенка к главным персонажам повествования. Желательно, после прочтения книги беседовать с ребенком по поводу героев или ситуаций, которые понравились или не понравились. Благодаря такому подходу, можно быть уверенным в пользе, которую принесет ребенку чтение. Сделайте такие обсуждения традиционными. Поговорите с ребенком по поводу его восприятия действий персонажей, насколько ему понравился конец книги, как бы он хотел поменять поведение и характер героев. Такие обсуждения замечательно влияют на развитие у ребенка тяги к мышлению и приучают его к чтению.

   Еще одним вариантом приучения к чтению является собственный пример. Ведь если ребенок ни разу вас не видел с книгой, то естественно, что малыш рано или поздно задаст вопрос – для чего тогда читать мне?
Одним из самых сложных видов искусства является литература. Те образы, которые выдумывает писатель, живут у нас в сознании и рождаются благодаря воображению.

    Уже с 5-6 месячного возраста покупайте вашему малышу большие цветные детские книжки. Рассматривайте вместе картинки, с интонацией читайте ему выразительно небольшой текст. Просите малыша переворачивать странички.

    Когда ребенку исполняется 2 года, следите, чтобы он не сидел всё время у телевизора или за компьютерными играми. Обязательно выделяйте каждый день время, когда вы будете читать ему книгу. Научите ребенка рассуждать прочитанном.

   Покупайте ту книгу, которая понравилась и вашему ребенку, и вам.       Следите за тем, чтобы в книгах не было насилия, чрезмерной мистики. Это неблагоприятно сказывается на неустойчивой психике ребенка, поэтому он может неосознанно перестать интересоваться книгами вообще. Пусть книги, которые вы выбираете, будут рассказывать о жизни его сверстников, (например, об их приключениях во время летних каникул).

Не говорите ребенку: “Ты уже взрослый, читай сам”. Если ребенок просит почитать вас вслух, не отказывайте ему! Чтобы приучить ребенка читать самостоятельно, прочитайте ему несколько глав, а потом попросите ребенка дочитать оставшуюся страничку.

    Когда ваше дитя захочет прочитать книгу от начала до конца самостоятельно, обязательно общайтесь с ним на тему прочитанного. Пусть он перескажет вам запомнившиеся ему моменты из книги, назовет по именам героев.

    Не покупайте диски с фильмами, снятыми по тем книгам, которые вы планируете для чтения. Пусть каждая книга, которую держит ребенок в своих руках, несет элемент загадки, сюрприза. Можно воспользоваться услугами детских библиотек. Конечно, есть возможность выбирать необходимую литературу и самостоятельно, ведь только вы лучше всего знаете свое чадо и его предпочтения. Сказки – это то, что очень необходимо для формирования личности ребенка, ведь они несут в себе мудрость и глубокий смысл. Пушкин, Толстой, Салтыков – Щедрин, Сент – Экзюпери… Сказки этих и многих других авторов обязательно будут интересны и полезны ребенку.

 

Игры на развитие связной речи

     Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Примеры последовательности составления метафор детьми

1.     Метафора про дождь.

Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом)  . Дождь идет из туч (находится место расположения объекта) . 
Слова для метафорической фразы: "слезы туч".

Метафорические фразы: "Осенью тучи часто льют свои слезы", "Слезы туч были очень грустными и холодными".

2.     Метафора про закат.

Закат пылает как костер (сравнение с объектом) . Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта) . 
Словосочетание: "костер вечернего неба".

Метафорическая фраза: "За лесом пылал костер вечернего неба".

Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.

 

Как приучить ребенка любить книги?

 

     Итак, как научить ребенка любить книги? Все очень просто: читай ему на ночь вслух. С детства, с пеленок, с самого дня рождения читай, придумывайте сами, пойте, сделайте это ежевечерним обязательным ритуалом, привлеките к этому процессу всю семью и тогда, поверьте на слово, Вы всегда будете спокойны за его интеллектуальное развитие, ведь без книг Ваш ребенок просто не будет представлять этот мир!

Совсем маленьким детям (до 2х лет) можно и нужно читать книги с простыми диалогами, понятными картинкам, незамысловатым сюжетом. Этого добра полны книжные магазины, хоть каждый день новую покупай. Не забывай обращать внимание на качество перевода иностранной литературы, красоту языка, не бойся читать книги на разных языках (украинский, русский, английский) – какое-то время ребенок будет путаться, но это пройдет и перерастет в знание сразу нескольких литературных(!) языков. Книжки-познайки более чем рекомендуются: цвета, формы, предметы, еда и т.п. Уже с этого возраста читай ребенку поэзию (не только простые стишки-четверостишья). По опыту знаем, что лучше сказок Пушкина не воспринимается никакая рифма. Будьте готовы к тому, что некоторые книги ребенок полюбит так сильно, что их придется читать много-много раз. Это нормально, не отнимай у ребенка книгу лишь потому, что ты ее уже в глаза видеть не можешь – когда придет время, ребенок ее перерастет и пойдет дальше.

С 2х-3х лет подключай чтение различных энциклопедий и справочников, адаптированных для детей этого возраста: кошки, собаки, машины, растения, постепенно усложняя тематику, углубляясь в ту или иную тему, если ребенка она особенно заинтересовала. Приучай ребенка к литературе такого формата: позже ему это очень поможет и в учебе, и в работе. Народные сказки и адаптированные к этому возрасту бессмертные Андерсен и Перро – сюда же. Не бойся читать ребенку книгу, которую он не совсем понимает, но ему интересно ее слушать: свои знания он из нее возьмет.

В 4-5 лет можно понемногу подключать мифологию, более сложные для восприятия ребенка зарубежные народные сказки. Вы сами увидите, что эти две литературные линии идут рука об руку: итальянские или греческие народные сказки тесно связаны с мифами, как и индийские, что уж говорить об арабских! Книги должны быть разнообразными не только по тематике, но и по характеру главных героев: ведьмочки и принцессы, разбойники и герои, звери и люди. Книги могут быть печальными, они могут вызывать слезы, они даже могут плохо заканчиваться -  это тоже нужно, без этого книжного опыта ребенку никак не подготовится к опыту, который готовит ему жизнь. А вместе с мамой и папой поволноваться о судьбе щенка с перебитой лапой или главного героя, оставшегося без родителей гораздо легче (и ты не бойся показывать свои эмоции, переживай их вместе с ребенком). В таких сказках – фундамент человечности (да и катарсис еще никто не отменял и не ограничивал по возрасту).

 

Со временем Вы потеряете эту нить: ребенок будет расти и не только читать сам, но и выбирать, что читать, тоже будет сам. Это нормально - он растет. Но если Вы с первых же дней его жизни вводили его в мир литературы – можете быть уверенна, он вырастет грамотным, начитанным и духовно богатым Человеком. 

Прислушивайтесь к интересам ребенка, следуйте за ним и осторожно направляйте в этом огромном и великолепном мире литературы: кто знает, возможно, вовремя купленная книга о механизмах или тайнах космоса сыграет ключевую роль в становлении Вашего будущего всемирно-известного космонавта.  

 

Логопедические игры с водой

Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Данный материал может быть использован при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными речевыми нарушениями.

Развитие фонематического слуха

«Водолаз»

Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.

«Два моря»

Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море С» и «море Ш»).

«Шторм»

На поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

Формирование слоговой структуры слова

«Камешки»

Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.

Словарная работа

 «Родные слова»

В играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет).

«Я делал - я сделал»

глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: наливаю в чашку – наливал, лью – лил, поливаю – поливал т.д.

Совершенствование грамматического строя речи

«Кораблик»

В этом игровом упражнении с водой можно учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Связная речь

«Что случилось?»

в игра